Парникоза И.Ю.
Со временем Труханов остров начал привлекать и горожан, как место отдыха. Начало такому его использованию было положено киевским гражданином Иваном Петровичем туберкулезом, который 1865 открыл за Днепром буфет и еще планировал разместить рядом с ним развлекательное заведение, т.н. "Гуляния". Для воплощения своих замыслов он решил арендовать здание бывшего лесопильного завода обанкротившегося купца Вальнера. Впрочем, городские власти Киева закрыла заведение И. Туберкулез, ссылаясь на отсутствие полицейского контроля на территории, официально не входила в состав города. Территория Труханова острова и Муромца только с 1889 г.. Была передана в ведение киевской городской полиции. В своих попытках восстановить свою деятельность И. П. Сухота дошел до Петербурга, но разорился, так и не получив справедливости. Что не удалось И. П. Сухоте с успехом воплотил в жизнь пинский мещанин Адам Доминикович Гинтовт, что до этого занимался перевозом на "Трухашку", как называли тогда Труханов остров, отдыхающей публики.
Еще 1870 он подписал с городом контракт на содержание городского перевоза и арендовал на острове четыре десятины земли. Сначала он открыл здесь что-то вроде кабачка, а затем построил здесь несколько помещений ориентированных на отдых приезжей публики. Для того, чтобы данный бизнес был прибыльным, А.Д. Гинтовт пришлось постоянно добиваться различных разрешений от властей, а с ростом арендной платы поднимать цены. Кроме того, тот занимался Берегоукрепление - поднял уровень земли на пол-аршина и развел сад. В заведение А. Гинтовта, который назывался "Эрмитаж", можно было попасть на лодке, а с 1884 г.. - на специальном пароходе от пристани в районе памятника Магдебургского права. После того, как в бурную погоду летом 1883 при переправе через Днепр утонули посетители, А. Гинтовт завел на переправе два парохода. За проезд в оба конца первым классом надо было платить 15 коп., Второй - 10 коп. За вход в сад еще 20 коп. К сезону 1887 площадка для гуляний была увеличена, принято новую эстраду. Фирменным блюдом Заднипровского "Эрмитажа" были рака. Здесь происходили театральные постановки, работали буфеты и водные горки (Ковалинский, 2008).
Основой планировочной композиции парка "Эрмитаж" была центральная площадь. В 1893 на ней был устроен еще не издан киевлянами «фонтан светящийся». Здесь же таки совершал прыжки с парашютом воздухоплаватель Лискевич, который выступал 1893 г .:
«Его номер был зрелищным: поднявшись (на воздушном шаре) на высоту 1800 м. Он выпрыгивал из нее и, наполнив души зрителей ужасом, камнем летел прямо на землю. Но через несколько секунд парашют раскрывался и полет становился все тише и тише »(архив В.И. Дзивалтовский;). А вот сведения об этом заведении находим в «Путеводитель по Киеву» за 1897 год:
«Во время гуляний в саду, освещаемого электричеством, играет недурной оркестр военной музыки, буфет и кухня - не дурные, хотя цены далеко не« божеские »... К числу удовольствий, доставляемых специально« Эрмитаж », относится также Катанья на тележках по рельсам с« американских »горок» ().
В "Эрмитаже" всегда играл оркестр, в частности, специально приглашенный оркестр знаменитого Киевского дирижера Гене, выступали популярные певцы Максимов и Любимова, комик и куплетист Ратген. Звездой того времени был Куплетист Александров. "Парк" Эрмитаж ", - писала 1889 газета" Киевлянин ", - в нинишньому летнем сезоне объявил решительную конкуренцию Шато (парк Шато-де Флер, на месте совр. Стадиона" Динамо "- авт.) И наверное ведет ее с полным успехом "(ахов В. Дзивалтовский).
«А Днепр! А закаты! А Выдубицкий монастырь на склонах! Зеленое море уступами сбегало к разноцветно ласково Днепру. Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест Св. Владимира, висящий в высоте ... »
- как это было хорошо знакомо юному Михаилу Булгакову, который вместе с друзьями, вероятно, не раз ездил на Предмостную Слободу и Труханов остров, где находились рестораны - "Эрмитаж" и "Босфор". Не оттуда ранние юношеские впечатления, своеобразно отразились в знаменитом сеансе "черной магии" в театре "Варьете", когда:
"Ополоумевший дирижер, а не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр НЕ заиграло, и даже не грянул, и даже не хватило, а именно, по омерзительно выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что НЕ похожий по развязносты своей марш. На мгновенье почудилось, что будто слышаны были некогда, под Южным звездами, в кафешантане, какие-то малопонятные, но разудалые слова этого марша ... »().
Нач. ХХ в. заведение Гинтовта пал, все попытки восстановить его бизнес заканчивались крахом. Впрочем, кроме этого заведения на берегу Матвеевского залива функционировал ресторан «Босфор», принадлежавший Обществу пароходства на Днепре (Ковалинский, 2008). В 1916 г.. На Трухановом острове также был открыт санаторий (Ковалинский, 2006).
В связи с Труханова досугом следует вспомнить и о плавучую дачу архитектора В.В. Городецкий. что имела свою базу на Чертории. М. Шарлемань оставил ее описание. Дача была устроена на барже. Это был хороший павильон в мавританском стиле, сплошь покрытый кружевом резьбы. Веранды, зонты, скамейки, цветники занимали остальные палубы. В интерьерах стены из еловых досок были закрыты обоями из березового луба. Были библиотека, каюты для гостей, меблированы по последней моде, с кроватями, умывальниками, водопроводом, электричеством. В трюме находились вспомогательные службы, кладовые, кухня. Дача передвигалась буксиром - моторной лодкой с двигателем известной фирмы "Мерседес". Летом 1914 p. М. (Е) Шарлемань гостил на этой плавучей дачи, под названием "Сафари", в течение недели под Межигорьем. Именно началась война, матроса-моториста по мобилизации забрали в армию. Поэтому когда пора было возвращаться в Киев, никто не мог завести двигатель. Пришлось в дождь на шестах сплавляться неповоротливой баржей из-под Староселье к Чертории, где была ее пристань. Дальнейшая судьба "Сафари" неизвестна (Малаков, 2013).
Рис. 2.5.6.67. В.В. Городецкий - владелец плавучей дачи «Сафари»
предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел